Цветовые схемы | Мастер-класс «Понимание цвета» ч.3

Часть 3. Цветовые гармони

Цветовая гармония | color harmonies

Цветовые гармонии имеют отношение к выбору сочетающихся цветов. Имеется ввиду, что какие-то краски подходят лучше друг другу, чем другие.

Существуют даже схемы взаимодополнительных цветов, цветовые гармонии, — они по-разному называются.

Мы поговорим о 6 популярных и распространенных цветовых гармониях, которые никогда не подводят.

Они основаны на определенных понятиях и вы сразу же сможете применять их в своих работах.

  1. Монохромная
    — Вероятно, самая простая схема, с которой можно начать, потому что здесь во всей картине задействован только один цвет;
    — Она подходит для одиночных объектов, потому что тогда зритель обращает внимание на детали изображения и при этом вы можете менять насыщенность и яркость;
    — С её помощью вы можете создать очень особенную атмосферу, что очень хорошо видно здесь.
    Монохромная | MonochromaticТут наш взгляд притягивают силуэты скал и людей, и вы сосредоточены скорее на истории, чем на цветах, очень круто.
    Hermann David-S. Corrodi The ambush

    Эта картина, за исключением жёлтой луны наверху, вся исполнена в красных тонах, что создаёт очень специфический атмосферный эффект.
    Ralph Alber - Forest fire

    Это изображение странное, пугающее, и в нём использован только один цвет — жёлтый. Очень интересный эффект. Отличная работа.
    David Munoz | Velazquez

  2. Аналоговая схема.
    Она классическая. Здесь берутся цвета расположенные рядом друг с другом в круговой схеме. Эта гармония хороша тем, что приятна глазу и создаёт спокойное, расслабленное настроение. В основном, это происходит потому, что такое сочетание часто встречается в природе. Например, зеленые деревья, голубое небо и т.п., это весьма распространенные цвета.
    Аналоговая схема цвета | Analogous

    Вот несколько примеров:

    А) Вначале может показаться, что это монохромное изображение, из-за обилия фиолетового цвета на заднем фоне. Но здесь, вы можете видеть накидку на кресле и конечно нельзя не заметить этот выделяющийся розовый цветок на женщине. Отличная работа с данной цветовой схемой.
    Giovanni Boldini | Portrait of madame EL Doyen

    Б) Здесь у нас пример с природным пейзажем. В тени темно-зеленая трава, на втором плане дерево со светло-щелёной листвой, а вверху картины прекрасное голубое небо.
    Anologous

    В) Данное изображение является отличным примером, оно невероятно выразительное. На девушке чудесное красное платье, а все остальное выполнено в розовых и фиолетовых тонах.
    Carlos

    Г) На этом примере всё, кроме редких объектов, где использован голубой, применены желтый, оранжевый и красный цвета. Если вы обратите внимание на задний фон, то увидите желтые таки, оранжевые вывески, красный автомобиль и т.д. Получается отличный эффект.
    Dennis Kaya - Iversholt

  3. Триадная схема.
    Наверное, одна из самых сложных в использовании. Она образуется сочетанием цветов, равномерно удалённых друг от друга в круговой схеме.
    Триадная цветовая схема | Triadic

    Она идеально подходит для мультфильмов и каких-то неправдоподобных картин, потому что может создавать весьма живое настроение.

    А) Может быть это не самый удачный пример после всего, что я сказал, но здесь вы снова видите Иисуса в ярко красно-синем одеянии. Ещё здесь используется жёлтый и синий, чтобы подчеркнуть другие элементы. В результате мы имеем очень приятное изображение.
    Carl Heinrich Bloch | Casting out the money changers

    Б) Вот это — отличный пример. И, кстати, совсем необязательно, чтобы на картине были основные цвета.
    Как я сказал, триадная схема задействует цвета, находящиеся на равном расстоянии друг от друга в круге.
    Здесь у нас преимущественно оранжевый, зеленый цвета и оттенки голубого. Как видите, эффект превосходный — создаётся очень веселое и приятное настроение.
    Ehsan Hassani | Moghaddam

  4. Комплементарная гармония.
    Я уверен вы о ней уже слышали. В этой схеме используются цвета находящиеся друг на против друга в цветовом круге.

    Это очень популярная гармония в мире искусства и не только сегодня. В истории есть множество примеров использования данной схемы, она просто естественным образом приятна глазу.

    Цвета, расположенные друг напротив друга в круге, очень хорошо смотрятся рядом. Но многие люди игнорируют тот факт, что эти цвета не должны применяться в равной степени.
    Т.е. в картине не должно быть 50% зелёного и 50% красного, одна краска обязательно должна доминировать. И обычно это должен быть более слабый цвет, в данном случае если вы используете красный зелёный цвета, то зелёного должно быть чуть больше, т.е. основная часть картины должна быть выполнена в зелёном тоне с красными элементами.

    Например, вы берёте ненасыщенный зелёный и вставляете яркие участки красного.
    Комплиментарная цветовая схема | Complimentary

    Посмотрим на некоторые примеры:
    А) Девушка, по-моему, похожа на персонаж мультфильма «Brave» («Храбрая сердцем»).
    Здесь много зелёного: на девушке красивое зелёное платье, внизу зелёная трава, конечно же, тут у нас красная накидка, рыжие волосы, красный закат, всё это создаёт прекрасную картину.
    Frank Dicksee | Chivalry

    Б) Здесь немного сложнее заметить комплементарную схему, потому что картина выглядит более монохромной.
    Тут очень много жёлтого практически во всём.
    Но если обратите внимание на задний фон, то увидите фиолетовые краски, так что, это — комплиментарная гармония.
    Carl-Joseph Kuwasseg | Fisherfolk

    В) Этот пример я очень люблю. Он великолепно показывает удачное использование тёплых и холодных тонов, которые являются естественно комплементарными.

    Их можно так же применять для создания особого настроения картины. Если вы хотите, чтобы определённая часть изображения выглядела малоподвижной, тогда используйте синеватые и прохладные цвета. Для создания притягательной, приятной атмосферы, берите тёплые тона, такие как оранжевый, красный.
    Cornelius Dämmrich

    Г) Эта картина была довольно долгое время популярна в сообществе CG (компьютерной графики). Создал её Тони Братинцевич. Здесь использованы красный и зелёный цвета и вышло просто отлично. Очень мощный эффект.
    Toni Bratincevic

    Д) Тут у нас абсолютно очевидный пример. Полагаю, такая комплементарная схема, где используются красный и зеленый цвета, очень популярна.
    Jean Michel | Bihorel

    Е) Этот пример уже был. Здесь по большей части взят водно-голубой цвет, а на заднем фоне видны участки тёплого оранжевого цвета, особенно там на экранах.

    Фактически, здесь больше нет никаких других цветов, и это довольно интересно.
    Cornalius Dammrich

    Ж) Мне нравится это изображение Дрого из «Game of Thrones» («Игры престолов»). Здесь явное преобладание жёлтого: оранжевых и жёлтых красок.

    Вы вероятно думаете, а где же синий? Ну, он на левом плече создаётся освещением сзади. Я бы сказал, что без добавления этого синего тона, данное изображение не было бы столь выразительным. Несмотря на то, что синий цвет здесь не такой явный, он помогает уравновесить достаточно большое количество жёлтого.
    Baolong Zhang

  5. Сплит-комплементарная схема.
    Она довольно похожа на предыдущую схему с использованием противолежащих цветов. Однако здесь вы берёте 2 соседних цвета от противолежащего. Это даёт вам больше творческой свободы, вместо двух цветов, вы получаете три.
    Сплит-Комплементарная цветовая схема | Split Complimentary

    Обычно эта схема даёт возможность создать более живую и радостную атмосферу.

    Вот примеры:
    А) Очень люблю эту картину.
    Замечательно использование фиолетовой краски в цветах. Здесь — жёлтые цветы, естественно, имеются зеленые растения и желтый задний фон.
    В принципе, здесь всего три цвета, и эффект от этого потрясающий, смотреть на эту картину — это просто удовольствие.
    Eugene Bidau | A Peacock and doves in a Garden

    Б) Здесь у нас оранжевые деревья, ярко-зеленая лужайка, и, конечно, прекрасное синее небо. Эти три цвета отлично сочетаются вместе и очень подходят друг другу.

    И даже, несмотря на высокую насыщенность, здесь есть неяркие, практически лишённые насыщенности, элементы, как, например, те деревья на заднем фоне. Там очень низкая насыщенность. На переднем плане здесь оранжевые деревья на синем фоне, а эти цвета по природе комплементарные, они очень хорошо сочетаются друг с другом.
    Плюс ко всему, на траве есть тёмные участки.
    Jaroslaw Waskowiak

    В) На этому примере все не так очевидно.
    Но вы точно можете увидеть желтый цвет на самом роботе и, конечно, голубое небо.

    Вы разумеется зададитесь вопросом, — где же оранжевый?
    Так вот, он использован для заката на заднем фоне. Очень тонкий момент, но опять же, это даёт вам больше свободы в сравнении с использованием двух цветов.
    Daniil Alikov

    Г) Этот рисунок я очень люблю за цвета. Выглядит, будто здесь 2 цвета, но, на самом деле, их 3.

    Синий цвет у нас тут в платье, волосах, а на растениях, особенно вон там, где тычинки, использован цвет морской волны.

    Задний фон здесь такой зеленоватый, там даже есть что-то фиолетовое, я этого даже не замечал раньше. В общем это хороший пример использования сплит-комплементарной схемы.
    Carlos Ortega Elizalde

    Д) Здесь вы опять можете подумать, что это всего лишь комплементарная схема, где используется только синий и оранжевый (в книге). Но, если вы посмотрите на её волосы, то увидите, что они рыжие, здесь очень интересный оттенок красного.

    Он и в занавесках слева, и в волосах девушки. Отличное использование трёх цветов.
    Anthony Guebels

    Е) Очень люблю это изображение, в нём великолепно использованы цвета. Они отлично подходят для мультяшных сцен: очень насыщенные, живые, — очень радостно на них смотреть.

    Здесь жёлтые бананы, розовый цветок в волосах девушки, очень яркий, зеленые деревья и её платье.

    Вы можете возразить, что здесь ещё есть и голубой цвет — в небе и море, – но я бы сказал, что в них очень много зеленого, это скорее зеленоватый цвет морской волны.

    В общем, результат говорит сам за себя — картина чудесная, живая. Просто великолепное использование сплит-комплементарной схемы.
    Anders-Ehrenborg and Bill Presing

  6. И наконец, тетрадная (или, как её ещё называют, двойная комплементарная) схема.
    Двойная комплементарная | Double Complimentary

    Это, в принципе, так же комплементарная схема, только удвоенная. Здесь используются две пары противолежащих цветов, и неважно, где именно они находятся в цветовом круге. Просто выбираются две пары цветов.

    Эта гамма очень хороша для переднего и заднего фона. Я бы не советовал применять её для микса в каком-то определённом участке, это сложно объяснить, я покажу вам на примерах. Но, в частности, при использовании данной схемы для переднего плана, нам нужна одна пара, а чтобы уравновесить изображение, вы берёте вторую пару для заднего.

    Никогда не используйте по 25% каждого цвета! Как я уже говорил про комплементарную гамму, там нельзя брать каждого цвета по 50%, то же самое и здесь. Если вы возьмёте каждой краски по 25%, изображение будет выглядеть отвратительно, это будет хаос.

    Здесь вы должны использовать как основной самый слабый цвет, а остальные, поярче, вкраплять участками.

    Эта схема сложна, однако результат получается весьма впечатляющим.

    Рассмотрим примеры:

    А) Посмотрите на этот пример, здесь использована схема переднего и заднего планов.
    На переднем плане использованы зеленый и красный цвета как пара, на заднем плане (это не так чётко видно) использована другая пара — фиолетовый и желтый.
    Eugen Bidau - A Peacock and doves

    Б) Обратите внимание на этот пример.

    Вы бы не подумали, что здесь использована двойная комплементарная гамма, но посмотрите повнимательнее, и вы её заметите.

    У нас тут имеется красновато-оранжевое здание — вот вам и красный. Далее мы видим желтый, он обозначен в виде света, исходящего из решётки ближайшего здания, и зданиях на заднем плане, синий цвет у нас в небе, и остаётся зеленый — он находится в воде. Очень-очень низкая насыщенность зеленого, получился довольно темный цвет. Отлично использовано!

    Также у нас тут есть участки с зелеными растениями и виноградной лозой.
    Rafael Reis

    В) Это великолепный пример. Естественно, главный цвет в этом изображении, куда притягивается все наше внимание, это красный (красная шапка). В противовес ему у нас зеленая куртка или толстовка.

    Посмотрите на цветовой круг, вы видите, что это пары цветов: красный и зеленый. Где же желтый и синий? Они на заднем фоне. В основном, там синий с вкраплениями жёлтого, такой эффект светового желтого букета.

    Вновь здесь схема переднего и заднего планов. Мы собираем в пары цвета для переднего плана и заднего фона. В результате получается отличное изображение.
    Sergii Andreichenko

    Г) В конце рассмотрим этот рисунок. Вы, наверное, и не подумали бы, что здесь использовано 4 цвета, но, опять же, они там есть.

    Ну, во-первых, здесь много синего, но вы сразу можете заметить разницу: здесь и цвет морской волны, и светло-зеленый, и глубокий, темно-синий.

    Итак, здесь у нас два разных оттенка синего.

    Далее здесь есть прекрасные белокурые волосы, можно сказать, желтые. Этот цвет замечательно сочетается с этим глубоким синим — отлично дополняя друг друга цвета.

    Кожа русалки тёплого оранжевого цвета, плюс к этому её губы — розовые. Эти краски очень хорошо сочетаются с цветом её хвоста (цвет морской волны). Здесь отлично подобраны цвета.
    Яркие, броские, — что всегда подходит таким неправдоподобным персонажам, например, из мультфильмов.
    Anders Ehrenborg and Chris Sanders

На этом всё. Подведём итоги:

  • Насыщенность: используйте её умеренно, ни в коем случае не во всём изображении. Она хороша для выделения важных участков, а также для повествования (чтобы рассказать историю);
  • Яркость: используйте её для создания высокого контраста, чтобы привлечь внимание к объектам. Обычно, мы играем на контрасте светлого и тёмного.

Мы также говорили о цветовых гармониях, их шесть:

  1. Монохромная: один цвет;
  2. Аналоговая: берутся соседние друг с другом цвета;
  3. Триадная: цвета, равноудаленные друг от друга — три цвета;
  4. Комплементарная: цвета друг напротив друга в цветовом круге;
  5. Сплит-Комплементарная: здесь берётся основной цвет и два соседних цвета от противолежащего;
  6. Двойная-Комплементарная: две пары противолежащих цветов.

Вот, собственно, и всё, ребят. Я бы хотел добавить ещё одно замечание. И это — не парьтесь. Цвета — это прикольно. Они могут заставить вас помучиться, если вы пытаетесь эксперементировать, играть с ними, чтобы вышло удачно.

Порой нужно много практики, чтобы развить своё видение и начать применять хорошо сочетающиеся цвета именно для вашей картины. Особенно это касается 3D изображений, где много разных оттенков, ретуши, баланса и тому подобных вещей. Иногда это может испортить ваш рисунок. Просто получайте удовольствие от работы.

Это может быть весело, если вы не заморачиваетесь, а просто получаете удовольствие от процесса изучения цветов. Если вам нужны комментарии к этой презентации, вы можете найти их так же на сайте Blendergure.com, там же вы найдёте некоторые ресурсы: сайты, где вы можете больше узнать о цветовых схемах; программы, которые помогут вам развить видение этих схем.

Текст и изображения взяты из видео на YouTube канале «MAUZER696»:

FacebookTwitterGoogle+VKПоделиться