Типографическая иерархич начертание

Типографическая иерархия — начертание

Достаточно трудно переводить понятия, для которых нет чёткого определения в русском языке. Но надеюсь мне это удалось. Далее перевод последней статьи из серии статей Марка Боултона.

Сразу же разберёмся в понятиях:
Начертание — это набор знаков, у которых единый стиль, насыщенность, пропорции и наклон. Гарнитура содержит как одно, так и несколько начертаний (т.е. жирный, полужирный, нормальный, курсив, жирный курсив и т.п.)
Roman — стандартный прямой шрифт.


Это последняя часть в этой серии, я рад рассказать об этом хоть это и может быть немного очевидно для последней серии. Здесь пойдёт речь в большей степени про исторически сложившуюся теорию типографики, но по простому практическое руководство, обеспечивающее баланс использования начертания шрифта.

Начертание шрифта и выбор начертания, возможно одна из тех областей типографики, в которой большинство дизайнеров свой выбор без особых сложностей. Этот выбор продиктован ответом на дизайнерскую проблему, которая эстетически или содержательно, приводила к этому. То, что многие дизайнеры не понимают, что есть правила, которые могут регулировать выбор начертания шрифта — а именно, типографическая иерархия — которые, если им следовать, помогают дизайнерам верстальщикам и могут в результате дать восхитительный результат.

Решение проблемы дизайна

Давайте перейдём к сути выбора различного начертания — как к решению дизайнерской задачи. Я упоминал, что эти проблемы проистекают из двух основных направлений:

  1. Эстетическая проблема. Там где дизайнер с помощью шрифтовых наборов комбинирует стили или решает какую-то визуальную или композиционную задачу;
  2. Проблема контента. Дизайнер у нужно выбирать различное начертание потому что это обусловлено содержимым. Язык контента может устанавливать специальные типографические трактовки, тон голоса может быть различным, это может быть цитата, это может быть структурный элемент, например нумерация страниц.

Возможны и иные причины, но эти я полагаю основные.

Для начала небольшая история

Мне нравятся такие истории, они действительно полезны и содержательны. Исследования возникновения правил и того почему они должны быть соблюдены проходят долгий путь к тому моменту, когда правила начинают использоваться.

Прописные и строчные, и отношения между ними, выстраивались на протяжении 12-ти столетий. Капитель (малые прописные), декоративные и арабские цифры ранее дополняли римский шрифт.

(примечание: Слово Roman в названии шрифта означает «римский». Это объяснено тем, что в средние века прямой шрифт называли римским, а курсивный — итальянским (Italic). Поэтому сочетание Times New Roman Italic выглядит несколько противоречиво.)

Курсивы были сперва достаточно странными. Они не ассоциировали себя со строчными буквами, как это мы привыкли видеть сейчас, а с римскими заглавными и прописными. Это только в последнее время использование курсива с римским шрифтом, в типографии считается корректным.

Некоторые из новейших дополнений к начертаниям шрифтовых гарнитур пришли с жирным шрифтом и укоренились ещё в начале 19 века. Он использовался как правило, совместно с курсивом и прописными. Жирный шрифт сейчас отличает стандартный способ верстки, особенно в вебе, где курсив читать намного сложнее.

Семейство шрифтов со всеми этими начертаниями форм образуют сбалансированную серию, которая является не только исторически точной, но и придаёт типографике гармонию. Если набор был скопирован неправильно, то курсив был использован для основной части текста, прописные для отдельного блока с цитатой и жирный для структурной разбивки (номер страницы, введение и т.д.), всё это не только выглядит ужасно, но ещё и затрудняет чтение.

Практика

Итак, мы имеем начертание шрифта и всё, что с ними связанно это и есть иерархия. Как это использовать в повседневной жизни?

Структура начертания

Во-первых нужно показать различия начертания и как они связанны друг с другом. Затем мы разделяем их на иерархический список, от первого до шестого. Всё это показано на диаграмме ниже:

Font roadmap

На эту схему меня вдохновил Robert Bringhurst’s написавший «Элементы стиля в типографике».
Это список, в таком виде не слишком полезен. Но он действительно иллюстрирует относительную важность отдельных начертаний шрифтов. А вот возможность практического использования кроется в следующей диаграмме:
Здесь вы можете увидеть различные наборы начертаний соединённые линиями. Красные линии представляют основной набор шрифтов. Некоторые типографы могут спорить, что без этих базовых начертаний, гарнитуры сводятся к тому, чтобы их использовать только для заголовков. Я оставлю, это обсуждение открытым.

Другие линии показывают куда дизайнер может двигаться выбирая определённые начертания. Например, если дизайнер выбрал строчный римский (roman) шрифт и нужно придать тексту акцент следуем по линии до следующего начертания. Они могут следовать от одной линии до любой следующей линии — жирный в нижнем регистре, малые прописные, полноразмерные, курсивные строчные или наклонные заглавные. Если они продолжат то получат, например, жирный строчный курсив или более необычно, жирными наклонными прописными, это будет ужасным эффектом.

Если дизайнер выбирает строчный жирный набор он может добавить жирные прописные, или жирный курсивный строчный набор, чтоб особо не заморачиваться. Вы уловили идею?
Так что, следуя этом простому плану и используя правила иерархии, вы достигнете гармонии. Не верьте мне на слово, возьмите и используйте определённый шрифт, используйте при этом правила и вы увидите результат.

Оригинал: Five simple steps to better typography — Part 5

FacebookTwitterGoogle+VKПоделиться