Выбор шрифта (советы и рекомендации)

Выбор шрифта

Первый принцип

Типографика — это не наука. Типографика — это искусство. Есть те, кто хотел бы её ‘науконизировать’; те, кто считает, что этого достаточно для получения хорошей типографики. Однако, эта колбасная-машина получит развитие, только если будет делать колбасу. Так типографика и выбор шрифта это не наука сковывающая всё своими аксиомами и правилами и это здорово.

Прежде чем мы доберёмся до жизненно важного выбора шрифта, давайте поговорим об ответственности. В целом, мы берём на себя обязательства в 2-х случаях: во-первых мы обязаны это сделать для читателя, чтобы не лишать его удовольствия от чтения; во-вторых, на нас лежит ответственность, чтобы шрифт или шрифты правильно выполняли свою функцию. Хорошие шрифты предназначены для благой цели, но даже самые лучшие шрифты не всегда можно использовать повсеместно. Лично я всегда немного нервничаю когда использую новые шрифты. Новые шрифты немного похожи на новорожденного ребёнка: не бросайте его, не тискайте слишком сильно, не держите его вверх ногами; иными словами не злоупотребляйте ним, относитесь к нему уважительно и внимательно.

Выбор шрифта

Если вы поняли эти 2 пункта, то мне уже не вряд ли стоит объяснять, что далее следует не набор правил, а скорее перечень руководящих принципов.

С засечками или без засечек?

На мой взгляд, большая часть времени тратится на то, чтобы доказать, что одно лучше другого. Я советую игнорировать смутные и неубедительные бессвязные поиски и решать самому, что лучше. И тут вы такие думаете: «Оу, но шрифт с засечками лучше для текста потому что засечки задерживают на себе взгляд дольше…», — Стоп! Это ж просто вздор.

С засечками и без

Лучше тогда пишите следующие 10 параграфов этого поста, а я буду говорить, что нам проще читать привычный шрифт. И если вы хоть немного сомневаетесь какой шрифт можно использовать в тексте, тогда вернитесь к 3-му пункту и обратитесь к Швейцарскому типографическому департаменту. (видимо это шутка автора, не вник)

Рекомендация №1: уважай контент

Это конечно должно быть мантрой для каждого типографа. Фактически хорошая типографика, возможно даже не требует, чтобы о ней думали — это инстинктивно.

Типографика это ремесло, которое даёт возможность сделать текст более понятным, привлекательным и доступным (или лишить его выразительности).
—Robert Bringhurst

Это важно было упомянуть здесь, поскольку эти принципы одинаково применимы в любой среде. Некоторые из моих любимых шрифтов выглядят ужасно на экране; и даже хорошие шрифты вроде Georgia или Verdana, разработанные специально для экрана, часто выглядят лучше на дешёвой бумаге, чем на экране. Выбор шрифта для экрана это должен быть простой выбор; однако, это начинает меняться. Сейчас мы имеем различные флэш и «веб шрифты», так что всё наиболее важное относительно шрифтов мы уже используем. Times/Times New Roman — узкий набор и спроектирован для узких колонок — действительно ли он подходи для длинных широких областей текста на экране?

Рекомендация №2: сперва прочитай

И, нет, я не буду остроумничать. Если вы выбираете шрифт, который будет исопльзован для новеллы Франко-Прусской войны или отдельных слов в заголовке, прочитайте его — реально, прочитайте свой текст. Читая текст вы увидите ключ, не только для выбора правильного шрифта или шрифтового набора, но это также поможет в целом составить дизайн страницы. Например: вы выбираете шрифт для эссе по истории готического шрифта; вы выберете готический шрифт, верно?

blackletter-eg

Возможно нет. Он содержит необходимый исторический контекст; однако было бы неправильно придерживаться этого выбора для всего текста. (Дальше шуточки про, то что мы столкнёмся с проблемами если сделаем такой выбор. Прости дорогой читатель, с шуточками у переводчика пока туго).

Помимо чтения текста, следует попытаться понять его. Это не всегда возможно. Если вы выбираете шрифт для статьи о Теории Струн или Квантовой механике, то, возможно о полном понимании не может быть и речи. Однако, попытайтесь понять смысл или тему текста.

Рекомендация №3: зрители и холст

Кто будет читать ваш красивый набор текста? Учёные, юристы, инженеры, дети? Если это не очевидно из текста, попытайтесь выяснить. Исторически лигатуры не воспринимаются слишком хорошо дошкольниками.

appropriate-type

Рассмотрим также холст, страницу. Возможно вы выбираете шрифт для страницы, которую дизайнит кто-то другой и вы не имеете никакого контроля над отступами и размерами страницы. Для страниц с узкими полями можно применить более лёгкий шрифт, в то время как при широких полях лучше использовать более насыщенный шрифт.

Рекомендация №4: Как выглядит?

Если ваш текст должен будет оказаться на бумаге, распечатайте и посмотрите на него. Ваш шрифт возможно выглядит привлекательно на экране, но абсолютно ужасно на бумаге. Если шрифт предназначен для экрана тогда проверьте его на PC и Mac в разных разрешениях (размерах экранов).

И наконец…

Напомните себе, что типография действительно искусство, и что многие из решений, которые вы делаете, в том числе и выбор шрифта, являются субъективными. Если вы не уверены, попросите других (дизайнеров или не-дизайнеров) прочитать вашу работу. И обратите внимание на примеры работ великих типографов.

source: On choosing type

FacebookTwitterGoogle+VKПоделиться